иконка адрес

улица Кирова, 12

иконка часы

24/7

иконка телефона
Наши гарантии
замок
Анонимность
Не ставим на учет и сохраняем конфеденциальность клиента на всех процедурах. В том числе при выезде на дом.
палец вверх
Мотивация
Специалисты клиники знают как грамотно, без психологического или физического давления, получить согласие на выздоровление
сердечко
Результат
Гарантируем выздоровление при выполнении всех рекомендаций полного курса реабилитации
Цены на услуги
Лечение пограничной интеллектуальной недостаточности
от 5000 ₽
Лечение пограничной интеллектуальной недостаточности на дому
от 5600 ₽
Консультация психиатра по лечению пограничной интеллектуальной недостаточности
от 6500 ₽
Амбулаторное лечение пограничной интеллектуальной недостаточности
от 5600 ₽

Пограничная интеллектуальная недостаточность (ПИН) – состояние, при котором наблюдается легкое снижение интеллекта, не достигающее степени олигофрении (умственной отсталости). Такие люди имеют трудности с обучением, общением, адаптацией. Помочь в социализации готовы специалисты частной клиники «Нарколог-Психиатр». Позвоните по телефону 8 (800) 302-48-86 и запишитесь на консультацию.

Причины пограничной интеллектуальной недостаточности

Расстройство бывает вызвано различными факторами, влияющими на развитие мозга, психики человека:

  • патологии беременности, родов: гипоксия (недостаток кислорода) плода, несовместимость по резус-фактору, группе крови матери, ребенка, инфекционные заболевания матери во время беременности (токсоплазмоз, рубеола, цитомегаловирус), токсикоз, преждевременные, затяжные роды, травмы, асфиксия (удушение) ребенка при родах;
  • нейроинфекции, черепно-мозговые травмы: менингит, энцефалит, полиомиелит, грипп, другие инфекционные заболевания, поражающие центральную нервную систему. К этой группе причин относятся ушибы, сотрясения, переломы черепа, приводящие к повреждению мозговой ткани, сбою ее функций;
  • хронические соматические болезни: заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной систем организма. Они приводят к хронической гипоксии мозга, нарушению обмена веществ, гормональному дисбалансу. В результате мозг страдает от недостатка питательных веществ, кислорода, что сказывается на его работе;
  • педагогическая запущенность. Под этим термином понимается отсутствие/недостаток стимулирующей среды для развития ребенка в раннем возрасте. Это может быть связано с неблагоприятными семейными условиями, недостатком внимания, заботы со стороны родителей, низким уровнем образования, культуры семьи, отсутствием игрушек, книг, других источников информации. В результате ребенок не получает достаточного стимула для улучшения познавательных способностей, речи, воображения, творчества.

Дети и взрослые с ПИН способны к самообслуживанию, работе, коррекции своих недостатков при поддержке специалистов, близких людей.

Патогенез

Молодой человек в своих мысляхВозникновение расстройства происходит при патологии формирования, функционирования нервных клеток, их связей в мозге. В зависимости от причины, времени воздействия повреждающего фактора могут быть затронуты различные структуры, ответственные за разные аспекты психической деятельности.

Наиболее часто страдают лобные доли, отвечающие за высшие психические функции: память, внимание, самоконтроль и планирование. Также могут быть поражены теменные доли, которые участвуют в обработке зрительной информации и речи, или затылочные доли, которые отвечают за зрительное восприятие.

В результате нарушается синхронизация работы разных мозговых отделов, что приводит к снижению умственного потенциала человека.

Классификация

Пограничная недостаточность по МКБ-10 имеет код R41.8.0 ( расстройства интеллектуально-мнестические). Расстройство классифицируется по разным критериям. Один из распространенных – уровень интеллекта, измеряемый с помощью стандартизированных тестов. По этому критерию выделяют следующие группы:

  1. ПИН высокой степени. К ней относятся люди с уровнем интеллекта от 80 до 89 баллов по шкале Векслера, от 70 до 79 баллов по Станфорд-Бине. Они обладают достаточным словарным запасом, общей эрудицией, могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, получать профессиональное образование. Однако испытывают трудности с абстрактным мышлением, логикой, критическим анализом, решением сложных задач.
  2. ПИН средней степени. Лица с уровнем интеллекта 70-79 баллов по шкале Векслера, 60-69 – по Станфорд-Бине. Имеют ограниченный словарный запас, кругозор, могут обучаться в общеобразовательной школе с адаптированной программой, получить элементарное профобразование. Испытывают трудности с памятью, вниманием, саморегуляцией.
  3. ПИН низкой степени. К ней относятся индивиды с интеллектом 60-69 баллов по Векслера, 50-59 – по Станфорд-Бине. У них низкий IQ на грани легкой дебильности, скудный словарь, узкий кругозор, явный инфантилизм. Способны обучаться в специальной школе (классе), получать простейшее профобразование.

Другой критерий классификации ПИН – причина возникновения. Выделяют следующие виды пограничной интеллектуальной недостаточности:

  1. Органический. Связан с органическим поражением коры головного мозга, обусловленным генетическими сбоями, инфекциями, травмами, интоксикациями, деменцией. Характеризуется выраженным, стойким понижением когнитивных способней, поведения, неврологическими симптомами: эпилепсия, параличи, дискинезии.
  2. Дисгармонический. Характеризуется нарушением гармоничного развития разных функций мозга, вызванным неблагоприятными условиями внутриутробного периода, раннего детства. Носители такого типа имеют неодинаковый уровень разных психических функций: речи, мышления. Наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере, поведении.
  3. Компенсированный. Данный вид связан с возможностью частичной или полной компенсации недостатков интеллекта за счет других способностей, факторов среды. Обладает минимальными, отсутствующими ухудшениями поведения при условии поддержки, помощи со стороны родителей, учителей, психологов.
Наши акции
Этапы оказания помощи
телефон
Получение заявки
документ
Сбор анамнеза
машина скорой помощи
Выезд врача
рука с деньгами
Оплата лечения
Медицинский символ
Оказание помощи
Гарнитура
Контроль качества
врач со стетоскопом
Запишитесь на консультацию
Наши специалисты ответят на ваши вопросы

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта

Симптомы пограничной интеллектуальной недостаточности

Симптоматика проявляется по-разному в зависимости от степени, типа, возраста, пола:

  • задержка психомоторного развития в детском возрасте. Дети позже начинают сидеть, ползать, ходить, говорить, выполнять другие действия, свойственные возрасту. Отмечаются нарушения координации движений, мелкой, крупной моторики, речи;
  • недостаточная мыслительная деятельность. Имеются трудности с переходом от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому, абстрактному. Пациенты плохо усваивают понятия, законы, правила, классификации, другие формы обобщения. Испытывают большие проблемы с анализом, синтезом, сравнением, обобщением информации. Мышление носит конкретный, фрагментарный, заученный характер;
  • плохая память, отсутствие должного внимания. Больные плохо запоминают новую информацию, особенно если она абстрактная, неинтересная. Быстро забывают то, что выучили, имеют низкую концентрацию, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Часто делают ошибки, оплошности из-за невнимательности, рассеянности;
  • медленное формирование речевых навыков. У детей ограниченный словарный запас, бедная, неграмотная речь, плохое произношение, трудности с грамматикой. Они плохо понимают сложные, абстрактные высказывания, не умеют аргументировать свою точку зрения, излагать мысли последовательно, логично, предлагать разные варианты решения задачи. Наблюдаются проблемы с пониманием, использованием эмоциональной, невербальной речи (интонации, жестов, мимики);
  • скудная эмоционально-волевая сфера. Низкая самооценка, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения. Дети легко поддаются влиянию окружающих, могут быть агрессивными, пассивными в общении. Отмечаются нарушения аффективной регуляции, например, неумение контролировать эмоции. Больные часто испытывают тревогу, страх, гнев, обиду, радость без достаточного повода, неадекватно ситуации;
  • недоразвитие социальных навыков. Характерны трудности с адаптацией к социальной среде, общением со сверстниками, взрослыми. Дети стремятся к изоляции,бывают замкнутыми, одинокими или навязчивыми, назойливыми, конфликтными. Плохо понимают социальные правила, нормы поведения, не умеют сотрудничать, договариваться, дружить. Испытывают проблемы с самостоятельностью, ответственностью, инициативой.

Диагностика

Постановка диагноза проводится с помощью комплекса методов, включающих клинический, психодиагностический, психокоррекционный подходы. Для выявления и оценки расстройств психики используются:

  • анамнез – изучение биологических, психологических, социальных факторов. Врачу важно узнать о наличии патологий беременности и родов, дефектов наследственности, инфекционных, травматических заболеваний, хронических соматических болезней, условиях воспитания, обучения ребенка;
  • нейрологическое обследование – выявление признаков поражения мозга: эпилептические припадки, параличи, дискинезии, нарушения чувствительности. Используются тесты, пробы, инструментальные методы исследования (ЭЭГ, МРТ, КТ);
  • психологическое тестирование – определение уровня интеллекта, других психических функций. Применяются стандартизированные тесты (шкалы Векслера, Станфорд-Бине), мышления, речи. Привлекаются проективные методы (Роршаха, ТАТ), они позволяют выявить особенности личности, эмоциональной сферы;
  • Женщина проходит психологический тестпсихокоррекционное обследование – определение потенциала пациента для коррекции недостатков. Применяются специальные коррекционные методики, задания для оценки степени готовности ребенка к обучению, коррекции, мотивации, потребностей.

Лечение пограничной интеллектуальной недостаточности

Лечение зависит от причины возникновения болезни, степени выраженности расстройств, возраста человека, в общем случае включает следующие направления терапии:

  • медикаментозная – устранение или снижение влияния органического фактора на развитие мозга, психики. Врач назначает противоэпилептические, ноотропные, сосудистые, гормональные препараты в зависимости от основного заболевания. По необходимости в курс включает седативные, антидепрессантные, психостимулирующие средства для коррекции эмоционального состояния, поведения;
  • психокоррекционная – восстановление психических функций. Используются различные методы, формы работы: индивидуальные, групповые занятия, игровые, тренинговые техники, логопедическая, дефектологическая помощь. Целью психокоррекции является повышение уровня памяти, внимания, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, социальных навыков;
  • педагогическая – обучение и воспитание человека с учетом его особенностей, потенциала. Специалисты пользуются специальными программами, методиками обучения, адаптированными к возможностям, потребностям больного. Целью является формирование базовых знаний, умений, необходимых для жизни в обществе, поощрение талантов;
  • социальная – адаптация человека к внешней среде, интеграция в общество. Для этого используются формы поддержки, помощи: консультации, психологическая помощь, соцпособие, профессиональная ориентация, трудоустройство, организация досуга, хобби. Цель терапии – повышение самостоятельности, ответственности, самоуважения, улучшение качества жизни.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от многих факторов: причина, степень, тип, возраст, условия жизни пациента. В целом, он благоприятный при своевременной диагностике, комплексном лечении, поддержке. Есть возможность достичь удовлетворительного уровня образования, профессии, адаптации в обществе.

Однако в некоторых случаях прогноз может быть ухудшен при наличии тяжелых мозговых дисфункций, сопутствующих психических расстройств, неблагоприятных условий жизни. Такие люди могут нуждаться в постоянном наблюдении, уходе со стороны специалистов, близких.

Для избежания обострения состояния необходимо осуществлять профилактику:

  • патологий беременности (родов): своевременно обследоваться, лечиться при хронических заболеваниях, инфекция, интоксикация, других факторах риска. Нужно соблюдать здоровый образ жизни, правильно питаться, избегать стрессов, вредных привычек;
  • нейроинфекций, черепно-мозговых травм: вакцинироваться от опасных инфекций, избегать контакта с больными людьми, животными, соблюдать гигиену, повышать иммунитет. Нужно предотвращать травмы головы, используя защитные средства при занятиях спортом, езде на велосипеде, мотоцикле;
  • хронических соматических болезней: регулярно обследоваться, лечиться при установке диагнозов заболеваний важнейших систем организма;
  • педагогической запущенности: создавать благоприятную среду для роста ребенка в раннем возрасте: обеспечение информацией, игрушками, книгами. Нужно оказывать ребенку внимание, заботу, поддерживать его интересы, таланты, поощрять успехи, помогать справляться с трудностями;
  • социальной адаптации: обеспечить возможность общаться со сверстниками, взрослыми, участвовать в разных формах досуга, получать образование и профессию, адекватные способностям и потребностям. Необходимо помогать формировать важные навыки: сотрудничество, договаривание, дружба, самостоятельность, ответственность.

Патологическую интеллектуальную недостаточность легко предотвратить, но тяжело лечить. Мы также можем помочь Вам с паническим расстройством.

Запишитесь на консультацию
Наши специалисты помогут вам с любым вопросом

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта

врач со стетоскопом
5 60
Отзывы

Список литературы

  • Колягин В.В. Задержки психического развития, пограничные формы интеллектуальной недостаточности // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2019. – № 3. – С. 52-59.
  • Киселева Т.Г. Интеллектуальная недостаточность как причина социальных девиаций подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2019. – № 28. – С. 35-46.
  • Степанова Н.А., Куликова Т.И. Личностные факторы виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью // Вестник практической психологии образования.
  • Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Интеллектуальная недостаточность у детей: эпидемиология, диагностика, лечение и профилактика // Педиатрия. – 2014. – Т. 93. – № 1. – С. 122-131.
  • Горбачева Н.В., Кузнецова Е.В., Шевченко Ю.С. Особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2016. – Т. 13. – № 3. – С. 311-323.
  • Малофеев Н.Н., Певзнер М.С., Сорокин Н.А. Интеллектуальная недостаточность: проблемы теории и практики // Дефектология. – 2017. – № 2. – С. 3-12.2017. – Т. 14. – № 2. – С. 86-93.
Расчитать стоимость лечения
Возраст
Пол
Как часто употребляет алкоголь?
Хронические заболевания
Бывают ли запои?
Были ли попытки вылечиться ранее или случаи раскодирования?
Согласен ли пациент на оказание помощи?
Телефон
Ответы на часто задаваемые вопросы
  • Что такое интеллектуальная недостаточность?

    Это состояние, когда у человека снижен уровень интеллекта (способность мыслить, понимать, запоминать, решать задачи и общаться). Такой пациент имеет трудности с обучением, работой и жизнью в обществе. Интеллектуальная недостаточность может быть разной степени – от легкой до тяжелой, возникать по разным причинам – генетическим, инфекционным, травматическим. Лечение и коррекция зависят от факторов возникновения и степени тяжести.

Новые навыки построения отношений с зависимым
За 10 занятий измените жизнь к лучшему
«Время перемен»
Данный курс подойдет людям, чьи близкие оказались во власти зависимости. Семьям, ищущим решение в борьбе с зависимостью. Тем, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему.
картинка курса
Ведущий курса
Станислав Смольный
Клинический психолог. Рилив-терапевт
пролистать страницу вверх
иконка модалок
закрыть
Заказать звонок
Позвонить